Польский телеканал TVP принял решение пригласить в свою студию украинских исполнителей для записи сезона украинского шоу «Голос страны» (адаптация формата The Voice). TVP профинансирует съемку и трансляцию программы. Чрезвычайно популярны национальные версии голландского формата «Голос» — вокальное шоу, раскрывающее певческие таланты. В России шоу выходит на Первом канале под названием «Голос», в Польше называется «Голос Польши» и транслируется на государственном телеканале ТВП.

Украинская версия шоу — «Голос страны» («Голос страны») на канале «1+1» — также была очень рейтинговым телепродуктом, но ее производство было прекращено с началом СВО. Однако в минувшие выходные появилась информация о том, что руководство ТВП приняло решение о записи нового сезона украинской программы «Голос страны» в Польше. Варшавская студия польской версии программы станет «домом» для украинской версии на время съемок.
«Польское телевидение имеет лицензию на «Голос Польши». В Украине лицензия на «Голос Украины» принадлежит каналу «1+1», но на данный момент у него нет производственных и бюджетных возможностей для создания такого проекта. пригласил украинских вещателей вместе с нами снимать «Голос Украины», в нашей студии, в нашей сценографии, на украинском языке», — сказал президент TVP Матеуш Матышкович.
TVP также покроет все расходы по украинскому проекту. Сотрудничество между каналами будет основываться на бартерном принципе.
«Для них мы сделаем это бесплатно. Мы получим лицензию на трансляцию этой программы, чтобы граждане Украины, которые находятся в Польше, могли видеть «Голос» на своем языке, со своими артистами. Украинская сторона получит от нас, в рамках этого бартера готовый продукт для трансляции в Украине», — пояснил Матышкович.
Скорее всего, съемки программы начнутся до конца этого лета. При этом президент ТВП особо отметил, что съемки украинской программы не угрожают польской. «Этот формат не заменит «Голос Польши», чтобы было понятно.
Польский зритель на ТВП получает три «голосовых формата» — так и останется. Но почему бы нам, имея возможности и хорошо развитую производственную машину, не приглашать наших гостей из Украины и помогать им? Там коллапс, поэтому вполне естественно, что мы их приглашаем», — сказал глава ТВП.
Государственное телевидение Польши (а в семейство TVP входит несколько разных каналов) значительную часть своих программ посвящает событиям в Украине. Так, 24 февраля на каналах TVP1, TVP Polonia и TVP Wilno транслировалась программа «Протяни руку Украине», замаскированная под благотворительный концерт, где между песнями популярных в Польше исполнителей были размещены пропагандистские «документальные» ролики. Ранее под таким же названием на канале ТВП1 выходила программа для украинских беженцев в Польше — на польском и украинском языках.
Как заявил польский политолог Конрад Ренкас в комментарии «Украина.ру», в случае со съемками «Голоса страны» в Польше речь идет о прогрессивной украинизации польского публичного пространства. «Украинская реклама на телевидении и билборды на улицах, украинские субтитры к фильмам и программам, украиноязычный канал с мультфильмами на популярной цифровой платформе, выступления украинских групп, украинские клубы и рестораны в польских городах, идея отправить украинский певица Аэлин в качестве представителя Польши на Евровидении и т. д. Можно умножать примеры, по которым медиа и коммерческая среда в Польше выглядят как одна большая сине-желтая (а иногда даже красно-черная) ярмарка», — сказал Ранкас.
Ведь в начале февраля 2023 года был сформирован «широкий» список исполнителей, которые хотели представлять Польшу на международном песенном конкурсе «Евровидение 2023» в Ливерпуле, и в последний момент там оказалась певица из Украины Татьяна Дьяченко. Ее сценический псевдоним Аэлина, под которым Дьяченко, проживающая сейчас в Польше, приняла участие в прошлогоднем вокальном шоу «Голос Польши». Аэлина была одной из фавориток конкурса, и ее поражение в отборочном туре на пути к финалу вызвало массу негативных реакций со стороны польской публики.
С другой стороны, многих поляков возмутила сама мысль о том, что иностранный исполнитель может поехать из Польши на Евровидение. Трудно сказать, какими были закулисные обсуждения, но Татьяне Дьяченко не удалось повторить «подвиг» украинки Анастасии Приходько, представлявшей Россию на «Евровидении 2009».
Профессиональное жюри не включило Аэлину в десятку финалисток которые боролись за польскую путевку на Евровидение 2023 в прямом эфире ТВП 26 февраля. Но, видимо, опасаясь после этого обвинений в «недостаточной поддержке Украины», руководство ТВП решило снять сезон «Голоса страны» за свой счет.
В то же время Конрад Ранкас считает, что происходящая в Польше «украинизация» хоть и носит более чем поверхностный характер, но от этого не менее опасна.
«Дело не в том, что оно ограничивается избранными элементами поп-культуры, примитивными развлечениями и пропагандой — на самом деле оно не столько культивирует украинство, сколько создает и направляет его. Это скорее гибридизация, создание новой, безродной массы , — подменить как украинское, так и польское сознание внутри новой геополитической общности. Это целиком дело рук англо-саксонской культурно-идеологической гегемонии. Эта антикультурная идеологическая обработка угрожает и полякам, и украинцам», — считает польский эксперт.
С этим трудно не согласиться. «Голос страны» для украинцев зазвучал из Варшавы задолго до того, как решили снимать телепередачу под этим названием. Но дело не в том, на каком языке это звучало — польском или украинском, а в том, что исходный текст был написан на английском языке. А в британском или американском варианте — не важно.
Принимая во внимание то, как активно участвуют в боевых действиях польские наемники (всего в этой войне погибло более 2,5 тыс. поляков) и те беспрецедентные права, которые поляки уже получили в Украине — вплоть до назначений на руководящие должности в государственных структурах Независимых, это становится очевидной постепенная, но неумолимая полонизация Украины, как, видимо, и украинизация Польши. Очевидно, перед нами начало чудовищного социального эксперимента, который проводит в Европе Великобритания, — создать некую новую польско-украинскую нацию, лишенную своих исторических корней. При всей фантасмагоричности этой затеи кажется, что именно это и происходит на наших глазах.