Родившийся в богатой семье и единственный наследник семейного состояния, Эйзенштейн с ранних лет любил фотографию и рисовал карикатуры и шаржи. Он учился в Петроградском инженерно-строительном институте и состоял в Нарвском полицейском корпусе, откуда был призван на военную службу. В 1918 году он вступил в Красную армию и работал инженером-строителем и строителем укреплений, а также играл в спектаклях, ставил собственные пьесы и рисовал эскизы для оформления. С ранних лет он был архитектором, но, как он сам позже говорил, «Революция сделала меня художником».

Эйзенштейн начал свою кинокарьеру с переделки фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». Фильм вышел в Советском Союзе под названием «Позолоченная коррупция».
В 1924 году он выпустил новаторский фильм под названием «Статика». Хотя она была неоднозначно принята в России, вскоре она получила приз на Всемирной выставке в Париже.
Кстати, некоторые теоретики кино видят в этой работе прототип для магической рекламы в фильме «Гарри Поттер». Возможно, это связано с тем, какую роль в фильмах Эйзенштейна играют газетные вырезки и рекламные объявления.
Кинолегендой, сделавшей мастера знаменитым (по его словам), стал государственный указ о праздновании 20-летия революции 1905 года. Броненосец «Потемкин» был снят без декораций и известных актеров.
Фильм предназначался не для выпуска в прокат, а для клубов и лекций. Фильм был снят в сжатые сроки: туман в Ленинграде не позволил осуществить многое из задуманного, а съемки в Одессе проходили на складе плавучих мин.
После официальной премьеры в Большом театре стало ясно, что 27-летний режиссер придумал и осуществил нечто революционное, чего до него не удавалось сделать никому.
Неожиданная метафора, необычная структура кадра, ритм яркого монтажа — все это обеспечило фильму мировой успех.» «Броненосец» получил награды, а критики поддержали его как лучший фильм всех времен и народов. И до сих пор он входит в рейтинги величайших фильмов кинематографа.
Чарли Чаплин назвал «Потемкин» лучшим фильмом в мире, а Дуглас Фэрбенкс, основатель и первый президент Американской академии кинематографических искусств и наук, сказал, что просмотр фильма стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни.