После введения европейского эмбарго в начале декабря прошлого года и ограничения цены на российскую нефть по морю ($60/барр.) дисконт к нашему эталонному сорту нефти Urals марки Brent начал расти, и федеральный бюджет может получить большую долю наших нефтегазовых доходов. Напомним, что до 2022 года дисконт к основным сортам российской нефти составлял около $1-3/барр, но резко вырос после введения антироссийских санкций (до $37 в апреле 2022 года), а затем стабилизировался на уровне около $24/барр в августе прошлого года.

В конце ноября скидка на Urals снова начала расти на фоне западных санкций, к декабрю она значительно превысила $30 за баррель, а 10 января, по данным Bloomberg, Urals торговалась на уровне $37,8 за баррель по сравнению с $78,57 за баррель Brent 6 января. Таким образом, скидка на Urals составляет более $40, или более 50% в процентном выражении.
Аналогичная ситуация и с другими сортами российской нефти. Здесь также наблюдается рост ставки дисконтирования, хотя и незначительный. Например, российская нефть сорта ВСТО, поставляемая в основном в страны Азии (через дальневосточный порт Козьмино), в декабре торгуется с дисконтом около 10 долларов за баррель, тогда как раньше она продавалась не с дисконтом, а с премией в несколько долларов к Brent (ВСТО — это высококачественная нефть с низким содержанием серы (Это объясняется тем, что ВСТО — это высококачественная нефть с низким содержанием серы).
Основной причиной повышения учетной ставки для российской нефти стала запоздалая и крайне неискренняя реакция наших властей на введение потолка цен. Когда потолок цен вступил в силу, наши власти сделали резкие заявления о том, что «Россия не будет его соблюдать», но это были только слова, не подкрепленные юридически.
Для того чтобы частные нефтяные компании не соблюдали предельные цены, должен был существовать официальный документ — закон или указ президента, запрещающий это делать. Такой указ был готов 27 декабря, через три недели после введения предельного уровня цен, который западные страны обсуждали уже несколько месяцев, так что российские власти могли подготовиться заранее.
Однако указ оказался беззубым, поскольку в нем, по сути, не было меры, которая могла бы исправить ситуацию: ограничения на размер скидок. Фактически, единственное ограничение, которое указ накладывает на российских экспортеров нефти, — это запрет на включение в контракты предельных цен.
При этом имеется в виду следующее. Поскольку даты отгрузки и расчетов по нефтяным контрактам не совпадают с датой заключения контракта, цена контракта обычно не является фиксированной, а определяется по некоторой формуле, указанной в контракте (например, «средняя цена Brent за соответствующий период минус соответствующая скидка») в соответствии с биржевой ценой эталонного сорта. Таким образом, экспортерам нефти, желающим обеспечить соблюдение предельной цены (чтобы воспользоваться преимуществами западной страховки и танкеров), проще всего указать в формуле контракта, что она не будет выше этого значения.
Хотя сейчас (с 1 февраля) это запрещено, можно создавать более сложные формулы или предоставлять скидки с достаточно большим запасом, чтобы обеспечить соблюдение предельных цен.
Причина, по которой указ оказался беззубым, кроется в лоббировании нефтяных компаний, которым выгодно продать как можно больше нефти, независимо от скидки. По данным Bloomberg, совокупный объем российского экспорта за неделю с 7 по 13 января составил 3,8 млн баррелей в сутки (на 30% больше, чем на предыдущей неделе). Это рекордный показатель с апреля 2022 года, когда было поставлено 4 млн баррелей в сутки.
До сих пор российским нефтяным компаниям удавалось переключать экспорт нефти с закрытого европейского направления на азиатское за счет агрессивного демпинга с непомерными скидками. Таким образом, они максимизируют прибыль и сокращают поступления в государственный бюджет. Так, Министерство финансов недавно объявило, что с 1 февраля экспортный тариф на нефть (определяемый ценой, или тем, насколько она превышает определенный порог) снизится на $3,9 за тонну до $12,8 за тонну, что на 23% ниже, чем в январе. Аналогичная ситуация складывается и по нефтепродуктам.
Что касается будущего, то ожидать, что ситуация с нефтегазовыми доходами улучшится, неразумно. Ведь с 5 февраля будет действовать эмбарго на российские нефтепродукты в Европе, и, скорее всего, будет рассмотрен и введен предельный уровень цен на них. Кроме того, лимит на морские перевозки российской нефти, составляющий в настоящее время 60 долларов за баррель, будет периодически (раз в два месяца) пересматриваться и постепенно снижаться. По расчетам аналитиков SberCIB Investment Research (в исследовательском отчете от 16 января), следующий потолок, рассчитанный по их алгоритму, может составить около 50 долларов за баррель. По их мнению, он может быть и выше 50 долларов за баррель.
Таким образом, неизбежно сокращение нефтегазовых доходов (по крайней мере, если считать в долларах США).Чтобы как-то исправить эту ситуацию, власти решили снова ввести бюджетное правило. Новая версия бюджетного правила (уже пятая с 2004 года) имеет ряд важных отличий от предыдущей (действовавшей с 2017 года до заморозки Западом российских золотовалютных резервов в феврале 2022 года).
Во-первых, торговать будут не долларами или евро, а китайскими юанями.
Во-вторых, уровень отсечения теперь определяется общим объемом заложенных в бюджет нефтегазовых доходов, а не ценой на нефть, как раньше. Если нефтегазовые доходы превышают бюджет (8 триллионов рублей в 2023 году, с разбивкой по месяцам), то на излишки покупается иностранная валюта, а если они ниже, то недостаток компенсируется продажей юаней из Фонда государственного благосостояния. Таким образом, доходы бюджета стабильны и предсказуемы (по крайней мере, пока не иссякнут валютные резервы юаня).
Что касается обменного курса рубля, то влияние новых бюджетных правил менее очевидно. Если предыдущие правила явно стабилизировали обменный курс рубля, то новые правила создают спираль положительной обратной связи, и существует риск, что при определенных обстоятельствах рубль может девальвироваться самостоятельно.
По сути, принципиальное отличие новой версии бюджетных правил заключается в том, что целевой показатель доходов бюджета зафиксирован в рублях, тогда как ранее цена отсечения устанавливалась в долларах. Таким образом, ключевым параметром в нынешних бюджетных правилах является курс доллара к рублю. Чем он выше, тем больше растут нефтегазовые доходы бюджета — при прочих равных условиях, как и цены на нефть и газ.
Таким образом, если нефтегазовые доходы в данный момент времени намного выше целевого уровня (хотя могут быть и временные факторы), то курс доллара к рублю будет расти, так как покупается большое количество валюты в рамках бюджетного правила (неважно, покупает ли SWF юани вместо долларов; через кросс-курс доллара (доллар растет по отношению к рублю).
А это означает еще больше долларовых нефтегазовых доходов в рублях, что означает необходимость еще большей покупки валюты. И так далее по кругу. Это и есть спираль девальвации (аналогичная спираль укрепления рубля невозможна, поскольку для полномасштабного разворачивания не хватает резервов юаня).
Мы приходим к выводу, что в спокойной обстановке новое бюджетное правило стабилизирует курс рубля, но при определенных условиях оно несет в себе серьезный риск неприятных последствий.
0.00%
Осталось: